Высочайший уровень организации спортивных мероприятий по достоинству оценивают и спортсмены, и мировые спортивные функционеры, и, конечно же, болельщики. Но мало кто знает, сколько сил и умения нужно приложить, чтобы организовать такие старты.
Сегодня мы немного приоткроем занавес и расскажем, как проходит организация самого престижного турнира в мире спидвея – «Гран-при», или одного из этапов серии личного чемпионата мира. А расскажет о многих нюансах один из неизменных организаторов «Гран-при Латвии», отвечающий за техническое оснащение, паддок-зону и прочие хозяйственные вопросы Олег Гедзюн.
Любое «Гран-при» начинается с обустройства паддоков – закрытой для доступа публики территории, где располагаются зоны управления гонкой, площадки для парковки транспорта команд, боксы, медиа-центр и прочие рабочие зоны (не путать с боксами – закрытым парком, в которых спортсмены и механики находятся во время гонки).
Как рассказывает Олег Гедзюн, паддоки необходимо оборудовать за несколько дней до начала соревнований: проводится электричество, вода, создаются условия для ремонта техники, обеспечивается охрана и т. д. Причем, оборудуются паддоки индивидуально для каждого гонщика – все-таки на «Гран-при» съезжаются звезды первой величины со всеми своими запросами. По словам Олега Гедзюна, бывают ситуации, когда тот или иной гонщик выражает недовольство своим соседом. Тогда приходится искать компромиссное решение. Впрочем, такие капризы у гонщиков бывают крайне редко.
В Даугавпилсе паддоки оборудуются за трибуной В, где в «мирное время» находится автостоянка. Владельцев машин, которые ежедневно пользуются ею, заблаговременно оповещают о том, что в течение определенного периода времени стоянка не будет работать и они должны освободить территорию. Как отметил О. Гедзюн, даугавпилчане с пониманием относятся к такой просьбе. Если же хозяина найти не удается, то автомобиль приходится эвакуировать. Впрочем, как вспоминает О. Гедзюн, к такой мере пришлось прибегнуть лишь однажды – как оказалось, владелец машины умер, а вдова не смогла найти ключи от автомобиля.
Что касается обеспечения транспортом участников «Гран-при», то неизменно повторяется одна и та же история: гонщики, прилетающие в Ригу с большими баулами, требуют соответствующие авто – чуть ли не огромные джипы.
– Когда мы организовывали латвийский этап впервые, то хотели взять в аренду хорошие, но простенькие автомашины типа «Фольксваген». Так участники ГП тут же запротестовали, мол, нам такие не годятся, подавайте достойную нас технику. Пришлось заказывать более объемные и дорогие машины, – не без улыбки рассказывает Олег Гедзюн.
Еще одна достаточно капризная «дива» соревнований, запросы которой должны полностью удовлетворить организаторы, – это пресса, и в частности телевидение. Для ТВ-шников необходимо не только найти место для удобного размещения телекамер, обеспечить необходимую связь, оборудовать комментаторские кабинки, но и предоставить автобус для мобильности. За 6 этапов ГП, прошедших в Даугавпилсе, телетрансляцию обеспечивали две телекомпании – латвийская и польская (телетрансляцию обеспечивает одна компания, сигнал в прямом эфире покупают более полутора сотен стран мира – прим.).
Как подметил Олег Гедзюн, латвийские журналисты и технический персонал очень дисциплинированные и мобильные, в отличие от их польских коллег. Но качество трансляции все же лучше у поляков. Тем не менее, кто бы ни транслировал «Гран-при», организаторы должны обеспечить телевизионщиков WiFi в любой точке на территории стадиона, закрытого парка или паддоков.
Надо сказать, что со всеми задачами даугавпилчане вполне успешно справлялись и справляются. Лучшее тому свидетельство – высокие оценки официальных представителей FIM и самих гонщиков.
– Сложно было организовать всё в первый раз, ведь мы не имели никакого понятия, как и что делать. Теперь же активизировать всю инфраструктуру мы можем в течение двух дней, – подчеркивает Олег Гедзюн.
Кстати, прошлогодняя ситуация показала, что в Даугавпилсе подготовиться к «Гран-при» могут и за сутки. Напомним, что «Гран-при Латвии-2014» планировалось провести в Риге. Однако из-за дождя трек в Бикерниеках сильно размыло. Члены комиссии по проведению ГП, посоветовавшись с самими гонщиками, решили перенести соревнования в Даугавпилс. С оговоркой – если до начала гонки на стадионе все будет приведено в «дееспособность». Решение о переносе гонки было принято в 16:00, а члены комиссии приехали в наш город около полуночи. И ахнули: на стадионе «Локомотив» работа кипела вовсю, и многое из необходимого было уже сделано!
– После принятия решения о проведении гонки по пути из Риги в Даугавпилс мы звонили, договаривались с людьми, компаниями… И никто не ответил отказом, хотя это были выходные дни. Более того, представители городских фирм сами звонили нам и предлагали помощь в подготовке стадиона. Любопытно, что на гонку в Риге аккредитовались почти 90 столичных журналистов, но в Даугавпилс приехали, если не ошибаюсь, только трое, в том числе пресс-атташе ГП. Когда она увидела, как кипит работа, и узнала, что люди работают не за деньги, а из чистого энтузиазма, то была просто шокирована. Были, конечно, и некоторые проблемы – со зрителями, например, которые приходили с претензиями, заявляли, что купили дорогие билеты на лучшие места и требовали им предоставить такие же в Даугавпилсе. Конечно, приходилось извиняться, искать какие-то компромиссы. Но как бы то ни было, а гонка была проведена успешно, – заключил Олег Гедзюн.
Источник: grani.lv