Как живет некогда один из самых известных спидвейных гонщиков Латвии даугавпилчанин Максим Богданов, который в 2018 году разбился на соревнованиях?
Максим Богданов сломал 6-ой и 7-ой шейные позвонки весной 2018 года на соревнованиях в Польше. Молодой человек до сих пор восстанавливается от последствий травмы. Он оставил в мыслях спортивную карьеру, но не потерял интерес к жизни.
Тот день в Польше, 29 апреля, Богданов не помнит - настолько тяжелым был болевой шок. Спортсмен не остался на всю жизнь прикованным к креслу инвалидом, но до сих пор не чувствует левую руку от локтя до кисти. Врачи не дают никаких гарантий, что чувствительность вернется.
Богданову - 30 лет, он женат, у него две дочери: девятилетняя Милана и четырехлетняя Валерия. Последние 15 лет он профессионально занимался спидвеем. Но на вопрос о профессии отвечает, что “сейчас ее нет”. За свою спортивную карьеру Максим успел побывать финалистом Чемпионата Европы среди юниоров 2005 и 2007 года, бронзовым призером Чемпионата Латвии 2005 и 2008 годов, серебряным призером Чемпионата Латвии 2007 года и и золотым призером Чемпионата Латвии 2017 года.
Во время восстановления после травмы первые три месяца справляться с бытовыми сложностями Максиму помогала жена Татьяна. Спортсмен в это время носил специальный «ошейник», поддерживающий шею. Поесть, одеть себя, или, например, застелить кровать ему помогала жена. Как говорит он сам: «Танюха меня очень сильно вытянула, она всегда была рядом».
С Татьяной Максим познакомился еще в школе. «Она сидела за мной, я списывал у неё, бесил ее», – улыбается спидвеист. После окончания школы они поженились. В прошлом году пара отметила десятилетнюю годовщину свадьбы. Жена спортсмена всегда ходила на гонки мужа. “Каждый раз я переживала за Максима так, как будто это был его первый заезд”, – говорит Татьяна.
Также гонщика поддерживают друзья: «У меня просто "космические" друзья. Хотя конечно после травмы некоторые так называемые "друзья" и отвалились».
Чтобы быть в форме и восстановить чувствительность руки, Максим тренируется в спортзале наравне со своими коллегами-гонщиками и посещает физиотерапевта.
Когда мечты сбываются
С пяти лет Максим мечтал стать гонщиком. Он жил в микрорайоне Химия и каждый раз, когда слышал рёв двигателей мотоциклов, «как и все пацаны» бежал смотреть на тренировки мотогонщиков проходившие на стадионе «Локомотив».
Первый раз он пришел в спидвейный клуб «Локомотив», когда ему было 13 лет. И получил отказ: по его словам, тогда в спидвей брали молодых людей постарше. «Тогда бытовало мнение, что 15-летние парни – это уже сложившиеся и окрепшие физически мужчины», - говорит он. Когда он во второй раз пришел в клуб, ему было уже 15 лет, но на этот раз он попадал в категорию «юниоры» (в которую входят гонщики до 21 года включительно). «Я пришел, встал в колейку, мне дали шлем, и я поехал – вот и всё», - так обыденно Максим, наконец, осуществил свою давнюю мечту и стал гонщиком. Окончив школу, он сделал спидвей своей работой.
Зарплата гонщика зависит от того, насколько удачно он выступает в соревнованиях и какие места занимает. Гонорар может быть от 50 тысяч евро в год и доходить до 120 тысяч «при хорошей езде», часть этой суммы идет на зарплату механику, обслуживание мотоцикла, есть и другие траты. Количество гонок в год варьируется, но обычно – 10-20.
О самих гонках и о чувствах гонщика Максим говорит так: «Каждый раз, как в первый раз. Ты учишься оценивать ситуацию, учишься не нервничать, ты говоришь себе: всё-таки я уже столько лет в спидвее, что я буду нервничать, как пацан? Ты так успокаиваешь себя. Но, когда надеваешь комбинезон перед гонкой – каждый раз как в первый раз». По словам спортсмена, когда он за рулём мотоцикла, вокруг нет ничего, кроме мото-трэка, байка и соперников: «Ты отключаешь всё. В такие моменты ты не видишь ни трибун, ни зрителей».
О возвращении в спидвей Максим говорит с присущим ему чувством юмора: «Вот у меня дома стоит игровая приставка PS4, и я хочу в неё поиграть, но не могу. Так же и со спидвеем». Максим не планирует возвращаться в профессиональный спорт, но когда-нибудь хочет вновь сесть за руль байка. «Тянуть к этому меня будет всегда. Спидвей – это, как болезнь. Это зависимость. Ты живешь только ради коротких моментов эйфории. Второе, третье, пятое место – это всё не интересно, интересно быть первым», - говорит он.
Это одна из причин, по которой Максим больше не хочет заниматься профессиональным спидвеем: ему не хочется быть гонщиком «средней руки», а хочется быть лучшим в своём классе. Но, на его взгляд, после травмы это уже невозможно. Другая причина – семья. «Спидвей, конечно, отодвигает инстинкт самосохранения на задний план, но мне уже не двадцать лет, пора уже подумать и о семье», - говорит он. В данный момент спидвеист учится – «подтягивает» латышский язык, чтобы сдать его на более высокую категорию.
Людям, которые сейчас, как и он сам, не могут заниматься любимым делом, Максим советует не унывать и просто оглянуться вокруг себя: «Когда ты много лет занимаешься одним и тем же делом, ты многое пропускаешь, иногда ты просто не видишь того, что происходит вокруг. Но окружающая жизнь она такая яркая».
Источник: https://www.facebook.com/Damedia.lv/posts/349437189001094