Владимир Трофимов поговорил с тренером команды «Локомотив» Николаем Кокиным о тренерской работе и подготовке к наступающему сезону.
- Николай, ты являешься тренером «Локомотива» уже много лет. Расскажи, как ты пришел к решению посвятить себя этой деятельности?
- В последние годы карьеры гонщика я пережил спад своих результатов, который заставил задуматься о том, чем заняться после. Тогдашний руководитель команды Владимир Рыбников призвал меня поразмышлять о возможности остаться в обойме родного клуба в качестве тренера. К решению я пришел очень быстро, и сразу отправился учиться, о чем до сих пор нисколько не жалею. В то время сменилось руководство – на место универсального Рыбникова пришел Андрис Саргунс, совершенно новый в спидвее человек, которому был необходим не только тренер, но и всесторонний помощник, который бы помог ему разобраться во всех тонкостях функционирования клуба. Так и начался новый этап моей карьеры.
- С того времени много воды утекло. Клуб и ты вместе с ним пережил множество взлетов и падений. Где ты черпаешь мотивацию к работе?
- Активная тренерская деятельность начинается с первым выездом команды на трек в марте/апреле, а заканчивается в октябре. За время продолжительной паузы между сезонами я успеваю невероятно соскучиться по спидвею. Перед первым выездом на трек эмоции зашкаливают так, будто это происходит в первый раз.
- Значит ли это, что зимой ты имеешь продолжительный отпуск?
- Без зрителей, ревущих моторов и за закрытыми дверьми, работа в клубе продолжается круглый год. Сразу после окончания очередного сезона начинается марафон подготовки к следующему, включающий себя закупки запчастей, работу с техникой, массу повседневных забот, так что полноценный отпуск невозможен. (смеется)
- Продолжаешь ли ты заниматься непосредственно с гонщиками в межсезонье?
- Я спидвейный тренер, задача которого заключается в работе с гонщиками на треке. На этом моя компетенция заканчивается. Осознаю, что подготовкой организма к изнурительному сезону должен заниматься профессионал этого дела. В этом году клуб начал сотрудничество с замечательным тренером Раймондом Дзалбе, который занимался не только с гонщиками основного состава, но и с начинающими ребятами по специально для них разработанным программам. На мой взгляд очень важно, чтобы работала команда профессионалов, каждый из которых отвечает за конкретный этап работы и не вмешивается в сферу компетенции других, тогда клубная машина в состоянии функционировать правильно, а это обязательно принесет плоды.
- Я бы хотел, чтобы ты вспомнил своего тренера, легендарного Василия Никитича Дивакова. Перенял ли ты что-то из его методов работы с гонщиками?
- В бытность тренером Василий Никитич всегда доверял нам и давал ездить максимально много. Бывало так, что мы собирались с ребятами после школы на стадионе поболтать, приходил Диваков и говорил: «Хотите погонять? Ну я пошел готовить дорожку!» Спонтанные тренировки даже без присутствия доктора были для него обычным делом, но он понимал значение практики, поэтому ставил ее выше всего. Я стараюсь следовать этому же принципу. Доверять и давать ездить! Конечно, времена сильно изменились. Меня никто не поймет, если начну рисковать здоровьем своих ребят и вывезу их на трек без соблюдения надлежащих мер безопасности, то есть присутствия того же врача. Кроме того, современная техника требует качественно иного ухода. После пяти выездов надо менять масло, еще через какое-то количество выездов уже необходимо положить на стол двигатель. По этим причинам мы тренируемся немного меньше, чем в те времена, когда я был молодым гонщиком. Тогда могли выезжать три или даже четыре раза в неделю, сейчас два. Снижение интенсивности тренировочного процесса обусловлено еще и более интенсивными сезонами. DMPJ и другие многочисленные турниры не всегда позволяют собрать достаточное для стартов под ленту количество гонщиков.
- Когда молодой парень в первый раз приходит на стадион, он сразу попадает в общую группу?
- Конечно нет. В общей группе могут заниматься те, кто уже умеет совладать с мотоциклом. В руках новичка мощная техника становится опасным для него и для окружающих оружием. Поэтому с начинающими помогает заниматься Айвар Ружа. В его распоряжении есть пара 125см3 мотоцикла, на которых он обучает правильной посадке, тому, как запустить мотоцикл в занос. На стадион приходят ребята с очень разным уровнем подготовки. Есть среди них такие, кто отлично справляется, так как уже имеет опыт обращения с техникой. Есть и те, кто садится на мотоцикл в первый раз в своей жизни. Поэтому на этом этапе работа очень индивидуальна. При определенном прогрессе гонщику уже можно дать в руки полноценный 500см3 мотоцикл и разрешить выезжать на трек вместе со всеми. Если же прогресс не наблюдается в течение длительного времени, то прекращаем работу. Кроме того, в спидвее очень мощную роль играет психологический фактор. Преодолеть страх перед мощью собственного железного коня, скоростью и забором может не каждый. По-разному развиваются события после падений, которые часто случаются на первой же тренировке при первой попытке дать газ. Хотя травмы способны «косить» на любом этапе карьеры, даже вполне зрелых гонщиков.
- На этом этапе за гонщиков берешься уже ты?
- Да, следующий этап - это моя задача. Тренировки нужны для технического оттачивания навыков езды. На них мы учимся держать газ, проходить в занос весь вираж, правильно стартовать. С каждым из гонщиков необходимо работать индивидуально, поддерживая постоянный диалог, указывать на ошибки и пути их исправления. К сожалению, не всегда удается достучаться. Есть один гонщик, которому битых три года я объясняю, где должна быть нога во время прохождения виража, но ничего не меняется. Есть и множество таких вещей, которым невозможно обучить. Например, старт. Реакция у каждого своя, можно работать над улучшением этого компонента, сделать его исполнение технически правильным, но как Хэнкок стартовать все равно будут единицы.
Вернусь к уже высказанной мысли. Надо давать ездить! Именно в гонках, а не на тренировках. Один и тот же трек и одни и те же соперники никак не способствуют профессиональному росту. Гонки способствуют развитию умения «читать» треки и соперников. Там проявляется индивидуальный потолок каждого из гонщиков. Не у всех есть данные, чтобы стать Лебедевым, Богдановым или Пуоджуксом, повторить или превзойти их достижения. К сожалению, иногда потенциал не проявляется из-за отношения к делу. С одной стороны, корить ребенка за то, что он ребенок и еще просто не в силах относиться к чему бы то ни было профессионально, нельзя. С другой, больно смотреть на поверхностное отношение к технике, когда нет ни малейшего интереса ее изучать, а значит, теряется возможность научиться понимать ее. В итоге имеем то, что гонщик не может отличить вибрацию двигателя от дефекта амортизатора. Кроме того, гонки раскрывают сильные и слабые стороны личности гонщика. Есть такое понятие, как «король тренировок», то есть гонщик, который показывает феноменальные результаты и езду при пустых трибунах, а на гонках теряется. Кто-то учится со временем с моей помощью справляться с этим ненужным мандражем, с кем-то можно работать годами, но так ничего и не изменить.
- Как бы ты оценил организацию начального этапа подготовки спортсменов в «Локомотиве»?
- Есть масса вещей, которые необходимо менять. Сейчас Айвар берет маленький участок трека и гоняет по нему пацанов. Бывает, что приходит целая орава мальчишек, а он может предоставить им всего два мотоцикла. Кроме того, огромный интерес есть со стороны совсем маленьких, которым мы не можем предоставить вообще ничего. Родители, которые поддерживают сыновей в их начинании, очень обижаются, что мы отказываем, но что можно сделать? Садим парня на самый маленький имеющийся в распоряжении мотоцикл, а у него ноги в воздухе висят, приходится разводить руками и откладывать начало, а может, и просто потерять потенциального гонщика. Поэтому нам необходимо сосредоточиться на системной подготовке молодежи, которая возможна при наличии соответствующей материально-технической базы – детского трека и закупки достаточного количества мотоциклов с разной кубатурой двигателя, начиная с пит-байков для самых маленьких.
- Дай, пожалуйста, свою оценку нынешнему поколению латвийских гонщиков «Локомотива», которые будут стартовать в предстоящем сезоне за нашу команду.
- Мне нравится работать с этими ребятами и наблюдать за их ростом. В первую очередь, они развиваются, как личности, становятся более зрелыми, а вместе с этим в лучшую сторону меняется отношение к делу. Костыгов и Колодинский в полной мере осознают, насколько важную роль будут играть в команде, поэтому готовятся к сезону на пределе своих возможностей. Серьезного прогресса я ожидаю от Матюшонка и Ансвиесулиса. Безумно рад за Юхно (тренер показывает мне видео первой после травмы тренировки на кроссовом мотоцикле в исполнении Артема, где тот выглядит весьма уверенно). Травма, полученная на льду, нисколько не сломала его морально. Зная его трудолюбие и прилежность, также ожидаю заметного прогресса. Все гонщики, которых я на данный момент имею в распоряжении, имеют хороший потенциал, который, я надеюсь, удастся раскрыть.
- Можешь ли что-то сказать про легионеров «Локомотива»?
- Я не работал ни с кем из них доселе, поэтому не вправе раздавать оценки сейчас. Но я знаю, что Эллис, Моррис и Бах безумно мотивированы ехать за наш клуб. Уверен, мы найдем общий язык, и вместе сможем бороться за результат.
- Клуб потерял двух наиболее результативных латвийских гонщиков – Михайлова и Густа. Насколько серьезно это может сказаться на итоговых результатах сезона?
- Безусловно, потеря серьезна. Однако для обоих этот сезон вне родного клуба в условиях жестокой конкуренции за само место в составе станет очень хорошим экзаменом, и расставит все точки над и. Ну а мы продолжим работать со своими актуальными гонщиками и постараемся добиться максимального результата!
Источник: lokomotive.lv